Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации
Вернуться в каталог

Участник 2020Участник 2021

Парский калач

Центральный (ЦФО)
Ивановская область
Местные жители хранят легенду, что калачник выходил на площадь с табуреткой. На табурет он расстилал холстину, клал на нее калач, покрывал его еще одной холстиной, на которую садился сам. Посидев некоторое время, калачник вставал, снимал верхнюю холстину и клал рядом второй калач. Собравшиеся вокруг могли наблюдать, как первый калач восстанавливал свою форму. До сих пор в Парском пекут калачи по старинному, уникальному рецепту, передавая его из уст в уста.

Описание

Калач - старейший вид белого хлеба в России. Известны три его разновидности: муромский, московский и более поздний — парский.

Для настоящего парского калача годится только особый сорт пшеницы. Тесто для праздничных калачей готовится сдобное. Вкус у них особенный, потому что они буквально прослаиваются льняным маслом.

Изготовление калача — дело кропотливое и трудоемкое. Отдельно замешивается тесто, а элементы украшений готовятся мастером заранее.

История

С 1996 года
Ежегодно проходит Парская ярмарка

Самые ранние письменные сведения о ярмарке в Парском обнаружены книге «Ярмарки России», изданной в 1788 году. Позднее эти сведения подтвердил А.Щекатов в изданном им в 1805 году «Географическом словаре Российского государства». Одной из «изюминок» села были калачи. Их выпечкой в начале ХIХ века занималось около 20 семей. Пекли калачи из особой пшеничной муки, которую привозили из южных районов. Высокое содержание клейковины в такой муке позволяло раскатывать тесто в тонкий блин. Раскатанное тесто смазывали льняным маслом и складывали несколько раз, поэтому Парские калачи называли также «слоёнками». Каждый калачник имел свои секреты приготовления теста и выпечки. Некоторые перед посадкой калача в печь смазывали его мукой, заваренной кипятком.

Калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали нищим, либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили «дошел до ручки».

Сегодня парский калач не утратил своей актуальности. В 2015 году был проведен фестиваль «Парского калача», призванный выявить самобытных, оригинальных мастеров-хлебопеков по созданию национальных изделий из теста, возрождению и сохранению традиций. В рамках этого фестиваля прошли мастер – классы по тестопластике, украшению и плетению из теста, а также дегустация хлебных изделий и напитков. В 2016 году фестиваль собрал около 6000 человек, в 2017 – 8000 человек, в 2018 году – 10 000 человек.

«Окончив газету, вторую чашку кофе и калач с маслом, он встал, стряхнул крошки калача с жилета и, расправив широкую грудь, радостно улыбнулся…»
«Анна Каренина»
Лев Николаевич Толстой

Производители

Я-производитель
ЛПХ Булавкина О.Ф. ЛПХ Калачева Елена Юрьевна